Уровень знаний среди населения о социальном предпринимательстве в целом низкий. Более 60% респондентов опроса не слышали или не знают, слышали ли они о социальном предпринимательстве. И хотя каждый пятый собеседник отметил, что может определить суть социального предпринимательства, не смог вспомнить название ни одного социального предприятия, это смогли сделать только 2% опрошенных. Результаты содержатся в социологическом исследовании „Знания, отношения и поведение в сфере социального предпринимательства в Республике Молдова”, представленном Keystone Moldova.
Исполнительный директор Keystone Moldova Людмила Малькоч отметила на пресс-конференции в IPN, что исследование проводилось с июля по сентябрь 2022 года. Был проведен офисный документальный анализ соответствующей нормативной базы и были проведены четыре интервью с экспертами в этой области и шесть опросов в фокус-группах с различными целевыми группами. Опросы общественного мнения также проводились среди населения в возрасте от 15 до 65 лет, на выборке из 1 142 человек.
В ходе исследования респондентов спросили, кто, по их мнению, является бенефициаром социальных предприятий и каковы характеристики этих предприятий по сравнению с обычными. Более половины из них интуитивно дали правильный ответ. Они отметили, что это люди с ограниченными возможностями, дети и молодежь из уязвимых семей, пожилые люди. Еще 28% опрошенных считают, что социальные предприятия приносят пользу всему обществу, а 19% считают, что они приносят пользу местных сообществам.
Исследование показывает, что регулирование социального предпринимательства как составной части общей нормативной базы предпринимательства снижает важность этой области, понимание ее особенностей, применимых принципов и ее функционирования. В то же время, внедрение малообеспеченных лиц в социальное предпринимательство как целевой группы является узким в том, как оно регулируется специальным законом – Законом о социальной работе.
Авторы исследования отмечают, что список видов деятельности, подпадающих под действие социального предпринимательства, довольно ограничен. „В этом контексте мы, вероятно, должны подумать о том, чтобы не включать в список виды деятельности, которые можно практиковать в рамках социального предпринимательства, но включать виды деятельности, которые нельзя практиковать в рамках социального партнерства”, — считает Людмила Малкоч.
Статус социального предприятия формально достигается при регистрации уставных изменений, связанных с административной процедурой и дополнительными расходами, поскольку отмечается отсутствие обмена информацией между органами власти. Также было обнаружено, что нет единой и четкой методологии проверки соответствия социальных предприятий присвоенному статусу. Кроме того отсутствуют определенные налоговые льготы и нет программ консультирования по инициированию и развитию социального предпринимательства.
Координатор проекта Keystone Moldova Оксана Исак заявила, что исследование было проведено в рамках проекта „Используем потенциал гражданского общества для продвижения и развития социального предпринимательства в Молдове”. Проект финансируется Европейским Союзом и софинансируется Швецией, в партнерстве с Восточноевропейским фондом, Центром Contact и Keystone Moldova. Его продолжительность составляет три года, с января 2022 года и до конца 2024 года.
- В этом году 52% выпускников лицеев продолжили обучение в Молдове
- Максимальная осторожность на дорогах. Передвижение в условиях мокрого снега и дождя
- Oфициальный курс валюты на дату 27.12.2024
- Поправки в Закон о несостоятельности были приняты в окончательном чтении
- Стратегия национальной обороны Республики Молдова на 2024-2034 годы, принятая Парламентом