Эксперт Игорь Боцан считает, что в Республике Молдова политические деятеля часто используют в качестве отправной точки документы, выданные европейскими учреждениями. Так было и в случае с генеральным прокурором, который недавно говорил о якобы политических делах и сослался на отчет Парламентской ассамблеи Совета Европы. По его мнению, такой подход может быть правильным как со стратегической, так и с тактической точек зрения, поскольку государство подписало Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Более того, по словам эксперта, для молдавского общества является специфическим издание шума, которого слышат в европейских учреждениях, а затем использование отголоска, достающегося оттуда. Мнения были высказаны в ходе публичных дебатов: „Политические” уголовные дела: действующие лица, методы, цели, последствия”, организованные Информационным агентством IPN.
Постоянный эксперт проекта Игорь Боцан заявил, что Европейский Союз сыграл чрезвычайно важную роль в „оказании помощи Республике Молдова в избавлении от режима Влада Плахотнюка”. „Весь Европейский Союз через свои институты следил за ситуацией в Республике Молдова, и это нужно упомянуть”, – говорит эксперт. Он напомнил, что депутаты, взявшие на себя управление 8 июня 2019 года, опирались на документы Совета Европы, в том числе на декларацию генерального секретаря Совета Европы, который в августе 2015 года говорил о Республике Молдова как о захваченном государстве. „Кроме того, эти депутаты сослались на две резолюции Европейского парламента об избирательном правосудии, и не только. В результате 61 депутат проголосовал за это заявление о захваченном государстве”, – сказал он.
Эксперт отметил, что и на пресс-конференции в феврале 2020 года генеральный прокурор, который объявил о 38 якобы политических уголовных делах, сослался на доклад ПАСЕ о демократических институтах Республики Молдова и в котором прямо говорится о том, что сегодня называют политическими делами.
По его мнению, это общее название „политические дела” имеет право на существование, поскольку все знают, что с 2009 года очень умелые бизнесмены, шаг за шагом, политизировали все правовые и регулирующие учреждения. „И подчиняли их себе, и с этой точки зрения чисто экономические дела могут быть квалифицированы как политические. И это потому, что люди, которые пришли из бизнеса, поняли, что лучшим бизнесом в Республике Молдова является политика. Они подчиняли себе правоохранительные и регулирующие учреждения и через них решали свои проблемы”, – отметил Игорь Боцан.
„Мы здесь подняли шум, чтобы наши недовольство имело отголосок в международных, европейских учреждениях. Затем эти отголоски возвращают к нам, и мы же используем их в качестве аргументом, когда правовые институты, как и в случае с 38 уголовными делами, пытаются разобраться с ними, оправдать человека. Есть это явление, и оно характеризует нас как общество. Мы нерешительны. Мы делаем что-то и ждем отголоска на наши поступки из европейских институтов”, – отметил Игорь Боцан.
Эксперт считает, что можно понять, почему власти поступают так. „Имея эту сложную ситуацию, мы должны оставаться в конституционных и правовых рамках. Даже если к власти пришли другие, мы не можем выйти за этими рамками. В противном случае могут быть большие проблемы. При всех грехах, власти все-таки пытаются оставаться в конституционных и законных рамках. Нам это не нравится, потому что мы хотим, чтобы все происходило быстро”, – добавил эксперт. По его словам, некоторые политические уголовные дела начинают решаться, но остается очень много нерешенных проблем.
140-е публичные дебаты „Политические” уголовные дела: действующие лица, методы, цели, последствия” из цикла „Развитие политической культуры посредством публичных дебатов” реализованы при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.