Десятки государственных учреждений Республики Молдова были прямо и косвенно вовлечены в банковское мошенничество, которое произошло в период с 2009 по 2014 год. В то же время, Нацбанк и руководящие органы учреждений притворялись, что не видят того, что происходит в Banca de Economii, Banca Socială и UniBank, отмечает IPN со ссылкой на заявления генерального прокурора Александра Стояногло.
„Были арестованы и привлечены к ответственности около 10 работников банковской системы, большинство из них являются бывшими членами правления Национального банка Молдовы. Национальный банк в этом мошенничестве сыграл очень негативную роль. Проблема кражи миллиарда заключается в том, что это явление показало, что государственные учреждения были в то время захваченными. Ни одно государственное учреждение не выполнило свою миссию”, – заявил Александр Стояногло в ходе передачи „О нас” на телеканале Jurnal TV.
Александр Стояногло утверждает, что Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег все эти годы направила в прокуратуру тысячи страниц материалов о процессах, происходящих в банковской системе, однако все были проигнорированы. В настоящее время на основе материалов, собранных СПБОД, проводится несколько проверок. „Мы собрали информацию, которая позволяет нам сделать выводы о том, что многие сотрудники Национального банка были вовлечены в банковское мошенничество. Руководители не предприняли абсолютно ничего с 2012 года, когда начались проблемы в Banca de Economii для установления специального управления, чтобы в целом контролировать ситуацию в банковской системе”, – сказал он.
„В ноябре 2014 года Banca de Economii и Banca Socială предоставили кредиты на сумму 13 млрд. леев. Эта сумма равна всему объему кредитов, которые были предоставлены всеми банками Республики Молдова в течение года. Эти кредиты были предоставлены без каких-либо финансовых гарантий, хотя было ясно, что Banca de Economii и Banca Socială обанкротились. Тем не менее, они предоставили кредиты экономическим агентам, у которых не было экономической деятельности. Нацбанк сделал вид, что ничего не замечает. Эти кредиты странным образом были закрыты без их погашения реальными деньгами. Кредиты были закрыты путем ручного ввода данных в банковские системы. Таким образом, деньги из бюджета были сняты, а там все было как-бы правильно, и никому не было до этого дела”,- отметил генеральный прокурор.
Александр Стояногло уточняет, что это всего лишь один пример бездействия Нацбанка, однако таких примеров очень много. „Люди, которые совершили эти нарушения и были вовлечены в эти действия, будут наказаны. У них есть два решения: либо они сотрудничают со следствием, либо в ближайшее время им будут предъявлены обвинения, и их дела будут переданы в суд”, – сказал он.
Генеральный прокурор утверждает, что количество людей и учреждений, участвующих в банковском ограблении, огромно. „Некоторые учреждения активно участвовали, другие пассивно смотрели на это. Многие люди открыли счета, другие создали оффшорные компании, другие перевели деньги, а другие организовали все эти схемы”, – заявил Александр Стояногло.